Как работает SEO SEO расшифровывается как search engine optimization, что в переводе означает поисковая оптимизация. Это комплекс работ по усовершенствованию сайта в соответствии с требованиями поисковых систем. SEO-оптимизированный ресурс поднимается выше в поиске, чаще показывается людям, на нем больше посетителей, он лучше продает. Нет той волшебной кнопки, которая бы автоматически запускала сайт в ТОП-3 выдачи — слишком сложны поисковые алгоритмы. Вот почему SEO — это многоплановый и протяженный во времени процесс, который не останавливается ни на месяц. Внешние и внутренние факторы SEO Факторы, по которым оцениваются сайты, делятся на внутренние и внешние. Внутренние факторы держатся на трех китах: Релевантность — насколько каждая страница сайта соответствует запросу пользователя. Качество содержимого — дизайн, информативность. Юзабилити — удобство сайта. Основной внешний фактор — авторитетность ресурса, то есть его цитируемость в интернете. Чем больше ссылок и переходов со сторонних сайтов, тем лучше. Сайт должен на 100% решать задачу пользователя в максимально удобной для него форме. Обратимся к домикам для шиншилл. Чтобы сделать сайт релевантным, нужно «заточить» его под коммерческие запросы: «купить домик для шиншиллы», «продажа домиков для шиншилл» и т.п. На страницах ресурса размещается информативный контент, четко отвечающий на вопросы пользователей: что за домики, сколько стоят, как купить. Привлекательный дизайн создает нужный эмоциональный фон и вызывает доверие. Не менее важно позаботиться о юзабилити — в частности, о быстродействии сайта. Если страница не откроется вовремя, пользователь уйдет. И многие шиншиллы останутся без домиков. Почему так важны поведенческие факторы Отношение людей к сайту, поведение на нем — важнейшая информация для поисковиков. Яндекс и Google внимательно анализируют то, как ведут себя интернет-пользователи. Учитывается всё: откуда пришли посетители; сколько времени провели; на какие страницы переходили; как быстро уходили; как часто возвращались к сайту. Каждый переход, каждый клик — плюс в копилку ранжирования. А каждый отказ — жирный минус. Google Аналитика, поведение пользователей Показатель отказов Один из ключевых параметров — показатель отказов. Поисковый робот учитывает, сколько людей ушли с сайта, посмотрев всего одну страницу. Для системы это означает, что ресурс нерелевантный, некачественный или неудобный. Его рейтинг автоматически понижается. Одна из причин большого процента отказов — медленная загрузка страниц. С трудом открывающийся сайт подрывает доверие к себе. Люди делают вывод, что здесь не очень-то заботятся о них и незачем тратить свое время. Скорость сайта как часть юзабилити Прежде чем задержаться на сайте, человек должен на него попасть. 47% пользователей утверждают, что закроют страницу, если она грузится дольше 2 секунд. 88% говорят, что вряд ли вернутся на сайт после неудачной попытки его открыть. По статистике, среднее время загрузки коммерческого сайта — 3,5 секунды. Многие современные ресурсы грузятся до 5 секунд. И задержка свыше этой цифры недопустима. Подавляющее большинство пользователей не готовы ждать так долго. Тем более, что в их распоряжении — целая поисковая выдача. А в ней немало других продавцов, более внимательных к своим клиентам. Скорость загрузки страниц — едва ли не главная составляющая юзабилити. Согласитесь, можно заказать супер-красивый дизайн и быть экспертом по разведению шиншилл. Но, пока сайт не станет быстрым и доступным, SEO будет буксовать. Поисковый интерес В Google убедились: люди реже пользуются их поиском, если в выдаче медленные сайты. Это заставило компанию скорректировать алгоритм ранжирования с учетом скорости загрузки ресурсов. Поисковым системам выгодно расширять свою аудиторию, показывать больше рекламы и увеличивать доход. Кроме того, поисковики заботятся о своих пользователях, рассчитывая на их лояльность. Поэтому за медленную загрузку накладываются санкции. Преодолеть ситуацию можно только ускорением страниц. Сайт должен быстро загружаться как на компьютере, так и на мобильных устройствах (они обеспечивают не менее 50% трафика). Как медленные страницы убивают сайт Можно долго и упорно оптимизировать контент, чтобы добиться безупречной релевантности. Или «расшаривать» сайт в Сети, распространяя ссылки с приглашением посетить ресурс. Но, даже вложившись в рекламу, получить отказы. Большое количество отказов неизбежно приведет к санкциям. SEO не только не принесет результата, но напротив — позиции сайта могут быть понижены. Сайт попал под фильтр, падение трафика Пример неудачного расшаривания Продавец домиков создал в соцсети сообщество для заводчиков шиншилл и в группе предусмотрительно разместил ссылку на сайт. Посетитель группы решил перейти по ссылке, чтобы ознакомиться с продукцией. Заметим, что это требует от пользователя усилий: он вынужден покидать «зону комфорта» своей соцсети и тратить время. Соцсеть тоже не заинтересована терять посетителя, и процесс перехода затормаживается. Велика вероятность, что пользователь закроет вкладку, поэтому сайт должен загружаться как можно быстрее. Но он открывается «со скрипом», и часть людей отвечают отказом. На что обязательно обращает внимание поисковый робот. Быстрый или полезный — что важнее? По мере развития, сайты становятся «тяжелее» — обрастают контентом и функционалом. Помимо товаров с ценами, в интернет-магазине появляются статьи, фото и видео о шиншиллах. На каждой странице «вылезает» настырный чат, приглашающий к диалогу с менеджером. А экран заслоняет заставка с акцией. Возникает вопрос: что важнее — быстродействие или качество? Этот компромисс решается техническими средствами. Безусловно, нельзя забывать о содержании ресурса. Поэтому SEO-специалисты постоянно совершенствуют контентную и функциональную части сайта. Но эти доработки не должны пагубно влиять на скорость. Иначе сайт получит отказы и «просядет» в поиске. Почему в ТОПе есть «медленные» сайты? На первых страницах поиска медленные сайты не такая уж и редкость. Ведь быстродействие — лишь один из факторов ранжирования. Значимый, но далеко не главный. В ТОП выдачи, как правило, попадают лидеры рынка, в том числе интернет-гипермаркеты и авторитетные порталы. Такие сайты часто перегружены контентом и функционалом. Но люди, по ряду причин, готовы прощать им неповоротливость. Например: у компании большой авторитет; бизнес имеет широчайшую аудиторию; предлагается уникальная услуга и т.д. Когда люди настроены лояльно, поисковые роботы тоже «закрывают глаза» на технические огрехи и для многих значимых федеральных компаний делают исключения. Не стоит забывать и о том, что скорость, с которой открываются страницы, зависит от производительности устройства пользователя, качества интернет-соединения, настроек браузера. Ускорение как метод SEO Повышение скорости сайта — один из хрестоматийных методов поисковой оптимизации. Планируя комплекс мероприятий по оптимизации, SEO-специалист обязательно анализирует быстродействие. Для этого используются инструменты веб-аналитики и специализированные сервисы. Улучшение показателя page speed Если скорость загрузки сайта или отдельных страниц страдает, выясняются причины и предпринимаются меры по ускорению работы. Результаты отслеживают и представляют владельцу сайта в виде отчетов. На тех же графиках аналитики хорошо видно, как улучшаются поведенческие факторы и позиции в поиске. Больше 50% российских сайтов нуждаются в ускорении. Ускорение не отменяет других методов SEO. А улучшение показателя page speed не должно производиться в ущерб релевантности и качеству содержимого. Кому нужен «пустой» примитивный сайт, даже если он открывается мгновенно? Мониторинг и аудит Медленные страницы убивают и SEO, и сам сайт. В ресурс с малой посещаемостью и плохими продажами не хочется вкладываться. Это напоминает замкнутый круг: Люди отказываются переходить на сайт. Поисковики накладывают санкции. Реклама и расшаривание не срабатывают. Поэтому важно отслеживать скорость загрузки страниц и повышать ее. Чем быстрее работает сайт, тем меньше отказов и эффективнее SEO. А довольные шиншиллы спокойно спят в своих домиках.