П – перечислите факты Начните с краткого описания ситуации. Придерживайтесь фактов. Никаких оценочных заявлений. Будьте объективны. О - опишите свое отношение Выскажите, как вы себя чувствуете или что вы думаете об этой ситуации. Не ждите, что другой человек прочитает ваши мысли или поймет, как вы себя чувствуете. Дайте краткое обоснование своей просьбы или отказа. Когда вы предоставляете личную информацию, то можете почувствовать себя более уязвимыми, но в этом есть и свое преимущество – вы даете другому человеку важную информацию. Он сможет понять, почему эта ситуация для вас важна, и потенциально привлечь к ней его личный интерес. П - попросите, что хотите Не ожидайте, что люди догадаются, чего вы от них хотите, если вы им не скажете. Не ходите вокруг да около, ничего четко не прося или не отказывая. Не говорите людям, что они должны делать. Говорите четко, кратко и уверенно. Просите прямо, отказывайте твердо. Рассказывать о том, что вы чувствуете, не означает просить о том, что хочется. Многие люди стесняются прямо просить о том, что нужно. Они путают рассказ о своих чувствах с ассертивной просьбой. Нужно просить, а не требовать. Многие люди всерьез считают, что просить о чем-то – это проявление слабости и что во многих случаях им нежно не просить о том, что они хотят, а указывать другим, что им нужно делать. Или же другие должны сами догадаться о том, что им нужно сделать. Есть разница между ассертивностью и агрессивностью. Когда люди получают желаемое, требуя и в результате не давая другому человеку права голоса, это воспринимается, как контроль или потенциальная угроза. И может нанести ущерб отношениям. Если кто-то указывает кому-то, что делать, вместо того, чтобы попросить его это сделать, но не интересуется, будет ли этот человек это делать, то к концу взаимодействия человек не будет уверен, была ли достигнута цель. Взял ли другой человек на себя обязательство, согласился ли, дал согласие на выполнение чего-либо? Р - расскажите, почему это хорошо и выгодно для обоих сторон Нужно выявить какую награду и что полезного для себя получит другой человек, если он отреагирует так, как вы ожидаете. Вы можете предложить другому человеку сделать что-то для него, а он сделает что-то для вас. ‘Пряник’ более эффективен, чем ‘кнут’. Мотивация с положительными последствиями имеет тенденцию быть более эффективной, чем наказания, не только для сохранения позитивных отношений, но и для того, чтобы добиваться от людей реализации желаемого поведения даже тогда, когда наказание миновало. О - обсудите разные варианты Ведите переговоры ради достижения компромисса. Будьте готовы что-то отдать, чтобы что-то получить. Предлагайте и запрашивайте альтернативные решения проблемы. Снижайте свои запросы. С - стойте на своем Сохраняйте свою позицию и старайтесь не отвлекаться на другую тему. И - изобразите уверенность Говорите уверенным тоном, демонстрируйте уверенность в манерах и осанке. Такая манера дает понять, что вы эффективны, а то, чего вы хотите, достойно уважения. Не запинайтесь, не шепчите, не смотрите в пол, не отступайте, не говорите, что не уверены, не извиняйтесь.