Загрузка...

Основные манипуляции руководителей

Тема в разделе Психология создана пользователем Эланиель 2 авг 2021. (поднята 30 апр 2022) 1017 просмотров

Опрос

Манипулировали ли Вами ?

Другие смогут видеть, как Вы проголосовали.
  1. Да

    26
    63,4%
  2. Нет

    5
    12,2%
  3. Не знаю

    10
    24,4%
  1. Эланиель
    Эланиель Автор темы 2 авг 2021 фак машина ^_^ 530р / 55.000р 20 23 янв 2020
    [IMG]
    Елена Лорак
    Психологическая манипуляция — тип социального воздействия или социально-психологический феномен, представляющий собой деятельность с целью изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной и насильственной тактики в интересах манипулятора.

    Манипулятивные методы влияния на людей остаются излюбленными на работе. Если руководитель хорошо изучил коллег и подчиненных, а также их типичные реакции, то может с легкостью получать желаемое. Одно дело, когда вы осознанно подчиняетесь манипуляциям, совсем другое — когда вы даже не подозреваете об обмане. Проверьте, знакомы ситуации?

    Манипулятивные приёмы
    Часто эти реакции родом из детства, поэтому в основе наиболее эффективных манипулятивных приёмов лежат типичные фразы, которые когда-то произносили родители. Схожесть легко можно увидеть на примерах.

    1. Давление на жалость
    В детстве: «Ты собираешься на вечеринку, а бабушка плохо себя чувствует! Останься дома, поухаживай за ней, больше некому».
    Сейчас: «Конечно, вы сейчас в отпуске, но у нас намечается очень важный проект, и без вас тяжело будет выполнить всё качественно. Получится вечером выйти в скайп?»

    Согласно теории Эрика Берна в таком послании на явном уровне общаются двое коллег–«взрослых», а на скрытом — начальник становится на позицию «ребёнка», который просит «родителя» помочь ему. Редко кто упустит возможность почувствовать себя спасителем в такой ситуации. Чувство собственной значимости — одна из самых ненасыщаемых человеческих потребностей.

    2. Игра на чувстве вины
    В детстве: «Как безответственно с твоей стороны идти на вечеринку, когда бабушке плохо! Мы из сил выбиваемся, а тебе лишь бы развлекаться!»
    Сейчас: «Вы и так в отпуске, а у нас горячий сезон, у вас получится хотя бы в скайп выйти?»

    Ситуация та же, но послание другое. В этом случае позиция начальника родительская, а подчинённому достаётся роль «ребёнка», непослушного и виноватого. Конечно, чтобы заслужить любовь и признание «родителя», «ребёнок» откажется от удобного времени отпуска, выйдет сверхурочно и будет пахать за троих.

    3. Сравнение
    В детстве: «Маша на одни пятёрки учится, а у тебя даже по рисованию четвёрка!», и в обратную сторону: «Ну и что, что все списывали, а если все с крыши прыгать будут?»
    Сейчас: «Ваши показатели хуже всех в отделе, вам следует больше стараться» или «Такую глупую ошибку иногда допускают неопытные сотрудники, но от вас я этого не ожидал!»

    Ситуации оценивания и сравнения, когда они не в нашу пользу, крайне неприятны. Этот приём давно перестал быть тайным: доски «Лучший работник месяца» и утечки результатов ассессмента — тоже приёмы управления, основанные на сравнении. Конечно, всем хочется быть лучше прочих, сколько бы психологи, философы и любители глубокомысленных статусов в соцсетях ни утверждали, что сравнивать себя сегодня нужно только с собой вчера.

    4. На слабо
    В детстве: «Тебе никогда не поступить в этот вуз!»
    Сейчас: «Клиент сомневается, похоже, не очень доверяет твоему опыту, может, поручить это кому-то другому?»

    Хорошо работает с людьми, которые любят проявить себя в экстремальной ситуации. Когда всё спокойно и размеренно, они скучают, выполняют работу спустя рукава. Зато в ситуации форс-мажора они способны проявить свои лучшие качества. Скепсис со стороны начальства подстегнёт такого сотрудника всем назло доказывать свой профессионализм, упорство и целеустремлённость. Такой подход грубоват, поэтому руководители часто используют третье лицо, чтобы донести до сотрудника свои сомнения в его силах.

    5. Лесть
    В детстве: «Ты самый умный! Никто не сделает это лучше тебя!»
    Сейчас: «Я не могу доверить это важное задание никому, кроме вас».

    Создавая какой-то образ в глазах окружающих, мы хотим выглядеть целостной, непротиворечивой личностью и стараемся действовать последовательно. Чья-то вера и поддержка могут зарядить энергией и придать сил. Лесть к тому же может использоваться для навязывания своей точки зрения: «Вы же такой умный и понимаете, что самым лучшим вариантом было бы…».

    Коммуникативные приёмы
    Помимо открытой манипуляции, можно встретить еще и скрытую — так называемые коммуникативные приемы. Силу такого воздействия можно почувствовать не только на работе, а еще и в рекламе, при продажах и в других ситуациях.
    Пример: «Вы отлично выступили с презентацией, нашли убедительную аргументацию, использовали разные источники, сразу видно, что потрудились».

    1. Описательная похвала относится к приёмам, которые педагоги и психологи рекомендуют родителям. От обычной она отличается тем, что относится не столько к результату усилий (от похвалы за результат может появиться страх не достигнуть лучшего результата в будущем) и личности самого человека (я и так хорош, зачем мне ещё напрягаться?), но к тем усилиям, которые он приложил, чтобы достигнуть результата. Простого «Хорошо!» или «Молодец!» недостаточно, чтобы мотивировать сотрудника действовать в нужном направлении. А вот если описать конкретные действия, в следующий раз человек будет стараться ещё больше.

    2. Вы - предложения
    Пример: «Если вы будете придерживаться этого плана, сможете увеличить продажи на 30%».
    Для налаживания эффективного рабочего диалога используют тактику «Вы-предложения», ведь человеку прежде всего интересен он сам и то, что он сможет получить. Психолог Алан Пиз называет это одним из принципов человеческой природы. Для сравнения — менее эффективная фраза: «Я разработал этот план и хочу внедрить его в работу, рассчитывая на 30-процентное увеличение продаж».

    3. Принцип Бенджамина Франклина
    Принцип Бенджамина Франклина гласит: охотнее нам навстречу идут те, кто уже оказывал помощь раньше. Из-за этого часто возникает ситуация, что больше срочной работы сваливается на более лояльных сотрудников. Однако есть и принцип взаимного обмена, который заключается в том, что хорошее действие в отношении кого-то рождает ответное желание сделать что-то хорошее.

    4. В терминах цели
    Пример: «В следующий раз, прежде чем отправить предложение, посмотрите похожие у других компаний, это позволит вам сделать наше предложение более конкурентоспособным».
    Когда руководитель указывает на ошибки сотрудника или даёт какое-то задание, при этом говорит о цели, избегая частицы «не» и формулируя критерии достижения.
    Это и есть самые распространенные приемы манипуляций. А теперь давайте подумаем вместе: если вы понимаете, что вами манипулируют, стоит ли доверять руководителю так же, как прежде?
    Возможно, кому-то будет полезно перестать обманывать себя, быть увереннее в себе и научиться говорить «нет», чтобы перестать быть жертвой манипуляций. А тем, кому нравятся игры манипуляторов стоит напомнить, что жизнь без обмана проще, понятнее и экономит время
     
    2 авг 2021 Изменено
  2. актёрСпорно
    актёрСпорно 7 авг 2021 AaaaaaAaAAAAAAAaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaAaAA 466 4 фев 2020
    Самая наглая манипуляция жизни, когда физрук говорит: если не научитесь играть в баскетбол, ничего в жизни не добьётесь
     
  3. ЧёАрЕшЬ
    ЧёАрЕшЬ 19 апр 2022 Update 63 5 фев 2020
    Я это читал) лучше бы сам написал, или вычитал бы много тем и выписал общее из них
     
  4. Olerdenyk
    Olerdenyk 4 июн 2022 Заблокирован(а) 357 11 май 2020
    У меня была схожая ситуация несколько лет назад (она напрямую связана с манипуляцией). В конце года наша преподавательница в школе решила провести "последнее занятие", на котором подводила итоги учебного года. В тот год я был старостой по классу.

    Рассказав нам обо всех наших заслугах и недостатках, она дополнила что-то вроде того, что, мол, я был хорошим старостой, и давайте, ребята, поаплодируем. Она сказала: «Я надеюсь, вы и в следующем году будете старостой, ведь так?» Какая-то девочка (уже не вспомню) подтвердила: «Да. Ты был хорошим старостой!» В этот самый момент у меня в голове появилась некая "обезьянка", которая заставила меня полстрекнуть, стать под каблук класса (хоть я того и не хотел) и вкратце похвалиться в своей форме, добавив, что я люблю староство и останусь старостой, так как это круто и здорово.

    Вот явный пример манипуляции "на обществе", чтобы сделать из меня человека, который должен почувствовать свою ответственность и вину за то, что буду говорить. Сделано это было для того, чтобы я с вероятностью в 100% ничего отрицательного не сказал, а лишь подкрепил слова преподавательницы.

    Та девочка, возможно, случайно, возможно, действительно из-за того, что я хорошо справлялся, так сказала. Вот и вышел результат
     
  5. mozan
    mozan 6 июн 2022 Заблокирован(а) 0 24 май 2022
    я попался на манипуляцию... прочитав всё это
     
Загрузка...
Top